Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Содержательные особенности научно-популярной литературы

Научно-популярная литература имеет ряд особенностей, которые являются крайне привлекательными для детей и юношества. Среди них следует отметить: отражение научных тем, представляющих общий интерес; доступное для восприятия и понимания изложение естественно-научных, научно-технических и технологических достижений благодаря умеренному использованию научных терминов с сохранением подробного изложения сущности и объемов их понятий; художественный стиль (подчиненность художественному и эстетическому замыслу автора, активное использование языковых средств и средств художественной выразительности и др.); визуализация текстовой информации (иллюстрации, фотографии, графики, диаграммы и др.).

Представляется, что научно-популярная литература в контексте развития детей и юношества выполняет следующие функции:

функция социализации, реализуемая на основе закрепления научных знаний в сознании детей и подростков, и включения их в личностную структуру, что ведет к формированию социально значимых качеств человека, определяющих его жизненную активность;

мотивирующая функция - направляет процесс дальнейшего когнитивного познания мира и наук разных циклов, активизирует читательский интерес и направляет читательскую деятельность;

интерпретационная - способствует обогащению ранее сложившихся представлений об определенной научной области, развивает критическое мышление, заставляет многоаспектно осмысливать уже имеющиеся знания, полученные на обыденном уровне, включает в мировоззрение детей и подростков научные идеи, концепты и представления;

ценностная - формирует представление о науке как ценности, имеющей социальное значение, как престижной области деятельности;

этическая - помогает создать представление об этическом измерении научной деятельности, о наличии гуманистических критериев оценки научных достижений.

В этой связи успешность решения задачи формирования научной картины мира детей и подростков во многом определяется качественным комплектованием фондов общедоступных библиотек научно-популярной литературой и его технологически умелым продвижением к читателям с учетом ступени обучения, возрастных, психологических и личностных особенностей.

Однако комплектование фондов общедоступных библиотек научно-популярной литературой представляет весьма большие трудности. Издательства, которые позиционируют себя в качестве выпускающих данный тип изданий, достаточно многочисленны и географически весьма рассредоточены. Анализ выпускаемых ими книг показывает крайне большой разброс в понимании того, что есть научно-популярная литература, каковы ее типы, виды и жанры.

Известно, что научно-популярная литература берет начало от литературы научной, и первыми авторами научно-популярных книг были именно ученые (М. В. Ломоносов, К. А. Тимирязев и др.). Однако в настоящее время, и это следует отметить в качестве черт, характерных не только для книжного рынка нашей страны, но и других стран мира, во-первых, популяризацией науки занимаются не только ученые, но и писатели и журналисты, во-вторых, действительно, научно-популярные книги соседствуют с посвященными лженауке и описанию лженаучных или недостаточно проверенных знаний.

Тематико-отраслевой спектр научно-популярной литературы широк и включает в себя произведения, связанные с достижениями и фундаментальных, и прикладных наук всех циклов. В настоящее время не сложилось единого и общепринятого представления о жанрах научно-популярной литературы. Выделяются заметки, научно-популярные статьи, научно-художественные рассказы, научно-популярные монографии, справочники, очерки, энциклопедии, энциклопедические словари, научно-популярные библиографические пособия, календари природы и др. Наряду с этим предлагаются и такие жанры, как этюды, календари природы, интеллектуальные приключения и др.

Понимание роли научно-популярной литературы в образовательном процессе и тех функций, которую она выполняет в повышении когнитивного уровня молодого поколения, привело к активным дискуссиям о качестве ее содержания. Педагогическое и библиотечное сообщество - как отечественное, так и мировое - высказывает озабоченность качеством научно-популярной литературы и недостаточностью ее приемлемости для чтения школьниками. Указываются в основном следующие недостатки:

неадекватность интерпретации сущности и значимости научного достижения;

неприемлемость стиля изложения;

нечеткость трансляции научных терминов на обыденный язык, сопровождающаяся изменением семантики и объема понятий описываемых явлений;

отсутствие художественных, эстетических и этических достоинств, ведущих к тому, что произведение не вызывает интереса и не прочитывается полностью.

В связи с этим представляется возможным предложить критерии отбора научно-популярных текстов для комплектования фондов общедоступных библиотек, которые могут способствовать формированию научной картины мира читателей. В качестве основных следует назвать: объективность изложения научных достижений, научная корректность в объяснении сути достижений, а также идейная, этическая и художественная приемлемость научно-популярного произведения и др.

Значимость социальной роли научно-популярной литературы осознана профессиональным сообществом. В нашей стране укоренены термины «научное просвещение» и «научное просветительство», в том числе и как важные направления библиотечно-информационной деятельности. В зарубежных странах получил широкое распространение термин «научная грамотность», отражающий меру ориентации человека в мире науки и его возможности по использованию научных знаний для решения практических проблем.

Современным детям и подросткам необходимы книги, способные пробудить интерес к научному знанию и зародить желание заниматься определенной сферой научной деятельности.

Высока потребность в литературе о различных науках, о достижениях предыдущих исторических периодов, о современных открытиях и изобретениях, о перспективных разработках и др.

Нужны книги, персонифицирующие науку: о творческом пути ученых, написанные на биографическом материале, позволяющем показать «жизнь в науке», социальные психологические, этические проблемы, которые неизбежно сопровождают собственно исследовательский поиск и карьерную траекторию, и др. Вне всяких сомнений, научно–популярная литература, в которой синтезированы элементы научного и художественного творчества, должна проходить и научную, и художественную экспертизу.

Таким образом, формирование и повышение научной грамотности во многом зависит от совместных усилий государственных, общественных и бизнес-структур, обладающих широким спектром современных технологий, использование которых позволяет активизировать деятельность по популяризации научного знания среди самых широких кругов населения.

История научно-популярных изданий

В 1890 году выходит первый номер журнала «Наука и жизнь». Это новый вид научно-популярного издания – «общепонятно-научный иллюстрированный журнал». Номера этого журнала публикуются и сегодня. Это издание одним из первых обозначило важную особенность научно-популярных журналов – необходимость в большом количестве иллюстраций.

После Октябрьской революции 1917 года традиционная для России задача просвещения посредством обеспечения доступа к информации – посредством печатных средств социальной (в том числе, массовой) коммуникации как приоритетной для этого времени формы - была вписана в масштабный государственный проект, направленный не столько на культурацию, не только идеологического просвещения и политического маркетинга, сколько на социализацию всего населения в новых политических реалиях. В конкретных условиях данного национального проекта библиотеки функционировали в ведомстве объединенного Народного комиссариата просвещения, на основе которого впоследствии были созданы суверенные органы государственного управления культурой и образованием, разделившие между собой не только «зону влияния», но и систему библиотечных организаций.

В Госиздате в 1919 году в Москве создали научно-популярный отдел. Данный отдел изначально занимался переизданием популярных произведений прошлых лет, дополняя их современными данными и перерабатывая с учетом новейших научных данных. Основной продукцией издания были научно-популярные сборники. Научно-популярный отдел Госиздата сыграл значительную роль в развитии издательской работы. Например, они подготовили и выпустили серийные научно-популярные издания для широкой аудитории.

Читатели подразделялись на четыре категории: первая это трудящийся класс, проявляющий интерес к научным знаниям, а также те его представители, которые стараются применить эти знания на практике. Названия серий выпущенных для этой категории довольно характерны. Это, например, «Книжная полка рабочего», «Популярная техническая серия», «Наука для всех», «Начатки науки» и т.д. Для второй группы подходила последняя из перечисленных серий. Эта категория обладала начальным уровнем подготовки и некоторыми знаниями, которые были получены в системах рабфаков и фабзавуча, а также путем самообразования. Для читателей, которые, окончили курс среднего образования, была создана третья категория серий, такие как: «Дарвиновская библиотека», «Популярно-научная библиотека» и другие. Эти серии содержали самые новые исследования, факты и новости из мира науки. Они были посвящены как общенаучным вопросам, так и отдельным научным отраслям. Также были выпущены любопытные серии для читателей младшего возраста: «Библиотека путешествий», «Среди природы», «Биографическая библиотека», «Опыты и наблюдения природы».

Появление советской индустрии популяризации науки было предопределено как предшествующим эффектом, который произвели «чудеса науки» на широкую публику, так и упрощенной версией марксизма, материализм которого из философской доктрины превратился в доктрину идеологическую. Кроме того, народническое движение пореформенной России в совокупности со специфическим сознанием русской интеллигенции сформировало собственные практики популяризации научных знаний для широкой аудитории посредством народных школ, библиотек, курсов, публичных лекций и т. п.

Таким образом, популяризация научно-технических знаний была всеохватывающим массовым феноменом, вплетенным в культурную политику, идеологическую работу и систему профессиональной ориентации. Обращение к социальной истории популяризации науки в СССР позволяет лучше понять суть идеологического проекта советского государства, который может служить одним из примеров попытки буквалистской реализации идей эпохи Просвещения, прошедших перековку в марксистских, позитивистских, народнических интеллектуальных течениях XIX в.

Прежде всего можно обозначить несколько функций распространения научно-популярных знаний в советский период. Во-первых, это замещение религиозного мировоззрения упрощенной версией научного, материалистического мировоззрения. Религиозная картина мира уже в XIX в. перестала быть довлеющей в образованной среде, хотя и оставалась доминирующей на массовом уровне. Революция 1917 г. предполагала не только глубокое переустройство политического, социального и экономического уклада российской жизни, но в первую очередь создание «нового человека», наделенного сознанием и мировоззрением нового типа. Обеспечить создание такого человека были призваны радикальный атеизм и материализм, подпитываемые показательными научными фактами. Распространение научной информации среди широких масс стало необходимым инструментом строительства «нового человека», освобожденного от религиозных предрассудков, хотя и наделенного новой формой верований – абсолютной верой в науку.

Во-вторых, индустриализация и нужды армии требовали технически подготовленной и образованной рабочей силы, готовой принять технократическую идеологию, в которой современные наука и техника становились необходимым условием построения коммунизма. Поэтому распространение научно-технических знаний отвечало прагматическим интересам государства, и соответствующая система пронизывала всю страну, охватывая все возрастные категории, хотя акцент делался на школьников, молодежь и трудоспособное население.

Культурно-просветительская функция стала реализовываться через научную деятельность библиотеки по исследованию и раскры¬тию фондов, появились формы сотрудничества библиотечных работников и ученых с целью пропаганды научной книги.

Также в СССР популяризация науки и научных знаний проходила через различные выставки различных научных книг и журналов, т.е. привлечение масс по данной теме в библиотеки. Выставочная деятельность библиотек является одной из актуальных направлений библиотечной работы.

Выставка направлена на привлечение читателей; активизацию творческой и познавательной деятельности; продвижение современной литературы и современных авторов, формирование информационной культуры; развитие навыков управления коллективной и индивидуальной деятельностью; непрерывное образование библиотечных кадров. Различные формы выставок не только привлекают внимание к научным знаниям, но и активизируют познавательную деятельность читателей, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких выставок огромны для развития интереса советских читателей. Работа над выставками с инновационными моментами интересной становится и для самих библиотекарей.

Начиная с 1950-х годов в библиотеках стали проводиться научно-популярные лекции. В 1950-е – начале 1960-х гг. в библиотеках создавались условия для повышения теоретического, общеобразовательного, культурного и технического уровней читателей. В стенах библиотек пропагандировались решения съездов и пленумов, популяризировались произведения основоположников марксизма-ленинизма, книги по философии, научному коммунизму, экономике, политике, истории, литературе, науке и технике.

Значительный комплекс задач, которые ставились перед библиотеками, мог реализоваться при двух условиях: разнообразии форм работы с населением, которые создавали и поддерживали постоянный интерес к библиотекам со стороны обывателя, и создании условий, при которых человек всегда находился бы в рамках библиотечного пространства.

На всем протяжении 1950-х и в начале 1960-х гг. организуются встречи с новаторами производства и технические конференции, составляются библиографические пособия. Сотрудники библиотек приглашают специалистов, которые читают лекции на разные темы; организуются литературные вечера, выставки книг и библиотечных плакатов; силами библиотечного актива на предприятиях, в цехах проводятся чтения книг и беседы о них.

Лекционная форма работы имела существенное значение. Примером этого вида досуга может послужить организация в 1959 г. субботнего лектория в библиотеке дворца-музея Петра I. Для слушателей проводилось четыре лекционных цикла: 1) разъяснение решений XXI съезда КПСС; 2) отношение КПСС и государства к религии и церкви (современное сектантство и его идеология, современный Ватикан и др.); 3) разъяснение внешней и внутренней политики Советского Союза, страны мира; 4) художественные музеи мира.

Привлечение и удержание читателя в рамках библиотечного пространства обеспечивались не только разнообразным инструментарием работы с посетителем, развитой сетью библиотек, но и дифференцированным подходом ко всем категориям ленинградцев-читателей. При этом учитывались такие факторы, как возраст, культурный и образовательный уровень, социальный и профессиональный статусы.

Особое внимание уделялось рабочей молодежи и труженикам заводов и фабрик. Это объяснялось как идеологическими причинами, так и тем, что в городской среде эти две категории оказались менее образованны, чем студенты, служащие или представители интеллектуальных и творческих профессий.

Встроить человека в политический, социальный, культурный, научно-технический контекст развития страны и мира – задача крайне сложная, требующая колоссальных финансовых, организационных, кадровых и иных средств. Советская власть, несмотря на множество трудностей, смогла создать разветвленную сеть библиотек, которые решали стоящие перед ними культурно-просветительные и политико-идеологические задачи.

В условиях современных реалий популяризация науки становится значимой составляющей просветительской деятельности библиотек.

В СССР библиотеки, особенно научные и отраслевые, которых насчитывается более 50 тысяч, рассматриваются в качестве составной части единой системы научно-технической информации. В тесной связи с отраслевыми информационными структурами (институтами, отделами, бюро) они решали общую проблему наиболее полного и эффективного использования новейших научно-технических достижений и передового опыта в интересах развития науки и совершенствования производства.

Современный этап коммуникации библиотечного и научного сообществ ознаменовался феноменом научных конференций, проводимых самими библиотеками с приглашением ученых-историков участвовать в них на равных с библиотечными специалистами условиях. Это приобрело систематический (часто – ежегодный) характер. С присущей им скромностью библиотеки, как правило, называют свои конференции «чтениями» и посвящают их какой-либо значимой для данного региона или библиотеки фигуре. Заслуженный авторитет в научной среде завоевали «Чертковские чтения» ГПИБ России (исторические науки), «Петряевские чтения» Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена (посвящённые проблемам литературного краеведения и книговедения) и многие другие.

Значение научно-популярной литературы

В соответствии с основным назначением научно-популярной литературы (повышение общекультурного и научно-технического уровня населения) Е. М. Болховитинова выделяет три основные ее функции, частично совпадающие с вышеназванными: просветительскую, информационную, пропагандистскую, и читает, что задача изданий, делающих акцент на просветительной функции, - распространять научные знания в дополнение к учебным публикациям в системе воспитательно-образовательных учреждений. Научно-популярные издания с преобладанием информационной функции можно определить, как включающие в себя сведения актуального и справочного характера о различных явлениях науки и социальной жизни.

С этих позиций подходят исследователи к решению библиотековедческих проблем, связанных с руководством чтением, формированием читательских интересов, методами дифференцированного руководства. М.Б. Шеломенцевой прослежена роль научно-художественной книги в формировании познавательных интересов читателей младшего школьного возраста; обосновано применение принципа развивающего чтения научно-художественной литературы, направленного на активизацию всех интеллектуальных проявлений ребенка. В исследовании М.Б. Шеломенцевой утверждается принцип занимательности методики работы с научно-художественной литературой, основывающийся на изучении специфики указанной литературы и основных особенностей развития читателей младшего школьного возраста.

Р.И. Пшеничникова (нашла интересные приемы активизации чтения художественной литературы: устное словесное рисование понравившегося читателю отрывка из литературного произведения, иллюстрирование текста, приём воображаемой ситуации, в которой действует читатель. Это приемы игрового характера, их можно успешно применять для активизации чтения научно-познавательной литературы средствами рекомендательной библиографии.

H.A. Пившж, исследуя проблему активизации чтения художественной литературы, предлагает формы, приёмы работы с книгой систематизировать в. следующие общепедагогические методы: репродуктивный, подводящий читателя к активной мыслительной работе за счёт проблемной организации материала; эвристический метод, обеспечивающий посредством анализа полноценное восприятие художественной литературы; исследовательский метод, позволяющий обеспечить на более широком литературном материале развитие тех читательских качеств, которые были заложены при репродуктивном и эвристическом методах. Осмысление литературного произведения путем решения проблемных ситуаций, овладение навыками суждения и оценки, умение самостоятельно видеть пути анализа произведения важны, на наш взгляд, и для восприятия научно-познавательной литературы и её библиографии.

Плодотворным для решения поставленной проблемы активизации чтения научно-познавательной литературы представляется исследование Г.И. Гинзбург о формировании познавательной активности подростков в условиях библиотеки, в котором автор обосновывает правомерность и эффективность использования в пропаганде научно-познавательной книги элементов игровой деятельности. Это связано и со специфическими особенностями научной книги для детей, и с особенностями её восприятия подростками. Работа, построенная с учетом потребности подростка в игре, помогает достичь важных педагогических целей - способности к освоению полученных из книг знаний, умения оперировать ими, выработки гибкости мысли, навыков систематического чтения, активизации познавательной деятельности подростков и, в конечном итоге, активного чтения научно-познавательной литературы.

Издания пропагандистской направленности призваны утверждать и распространять идеи, научные взгляды в целях активизации практической деятельности. Отличие от научной литературы заключается в степени сложности и характере изложения. В этом специфика научно-популярной литературы. Некоторые ученые на этом основании считают научно-популярную литературу ответвлением от литературы научной, так как содержанием и той, и другой является достоверный материал науки. По этому поводу весьма определенно высказывается В. Ю. Иваницкий: «Научно-популярная литература, несомненно, сформировалась в недрах литературы научной, и ее развитие шло в очень тесном взаимодействии с научной литературой». Исследователь сравнивает научную и научно¬-популярную литературу и делает вывод, что в последней также используются специальные термины, язык, чертежи и схемы, приложения, указатели. Весь этот «арсенал» сближает ее с научным изданием.

Высказывание представляется спорным. Во всяком случае, то, о чем пишет автор, относится лишь к небольшой части научно-популярной литературы. В этом смысле следует остановиться на классификации научно-популярной литературы и научной популяризации в целом. В данном случае речь идет о читательской аудитории.

Очевидно, что популяризация науки может быть рассчитана на разные категории читателей: 1) обывателей, независимо от уровня образования и интеллектуальных способностей, проявивших интерес к предмету описания; 2) почитателей той или иной отрасли знания (естествознания, техники, медицины и пр.), имеющих, как правило, среднее общее или специальное образование и специализирующихся в данной сфере в течение длительного времени; 3) специалистов с высшим образованием и научных работников - сотрудников вузов, НИИ и различных областей производственно-профессиональной деятельности, проявивших интерес к научной информации в популярном изложении; 4) ученых и специалистов высокой квалификации, занимающихся углубленной разработкой тематики узкой направленности.

Упомянутые В. Ю. Иваницким близкие к научным составляющие научно-популярных публикаций как раз относятся к 4-й группе разновидностей научно-популярных изданий.

Назначение научно-популярных изданий тесно связано с вышеперечисленными функциями. Они призваны популяризировать научные знания среди неспециалистов, учитывая особенности своей аудитории, такие как возраст, психологические характеристики т. д. Научно-популярными следует считать любые издания, программы, материалы, адресованные людям, не имеющим в данной области специальной подготовки. Необходимость популяризаторской деятельности обусловлена природой научного знания, в первую очередь - его специальным характером. Для популяризации науки наиболее существенным является коммуникативный аспект. Он опирается на место популяризации науки в научных и, шире, общественных коммуникациях. С этой точки зрения важны фигуры адресанта (отправителя) и адресата (получателя) сообщения, а также цель коммуникации.

В общем случае популяризатор - это создатель научно-популярного произведения (статьи, книги, фильма и т. д.), который является носителем специального знания. При этом популяризаторами выступают как сами ученые, так и писатели, и журналисты, специализирующиеся на конкретном виде деятельности. Есть немало примеров высоких достижений в каждой из перечисленных категорий.

В. Ю. Иваницкий говорит также о научной публицистике как разновидности современной научно-популярной литературы. И если научно-популярная литература ориентирована на самую широкую публику, то популярная научная - на более специализированную аудиторию, в том числе на полиспециалистов.

Популярная научная информация - это область наиболее близкого и тесного соприкосновения популяризации науки с подлинной наукой. Популярная научная информация помогает науке решать, в частности, такую важную для нее задачу, как проблема межотраслевой информации. Это очень значимая для науки разновидность научно-популярной литературы.

Стоит помнить, что научная литература обращена к аудитории относительно ограниченной и, как правило, профессионально однородной. А популяризация всегда рассчитана на расширение аудитории и, как следствие, связана с поисками средств, в том числе речевых, для установления контакта с читателями, в связи с чем уместно обратиться к стилевым особенностям научной и научно-популярной литературы.

Один из известных отечественных популяризаторов науки Н. А. Рубакин в своем произведении «Этюды о русской читающей публике» проанализировал аудиторию, способную воспринимать научно-популярную литературу, а также научно-популярные издания. Вывод, который сделал Рубакин, заключается в том, что читающей публике не хватает произведений научно-популярного характера, этот жанр у нас пока недостаточно развит, особенно мало литературы, которая подходила бы для малоподготовленного читателя. Поэтому издателям и популяризаторам следует больше времени и внимания уделить научно-популярным изданиям для широкой аудитории. Ориентация на просвещение определяет программу наиболее успешных научно-популярных журналов.

Процесс популяризации научных знаний тесно связан с комплектованием библиотек, в свою очередь комплектование библиотек - с выпуском научно-популярной литературы. В XIX веке, когда отечественная научно-популярная литература находилась на стадии развития, известным методом написания популяризированного научного материала становится перевод и компиляция текстов зарубежных авторов. В соответствии с данными исследования Н.А. Рубакина – 85% научно-популярных книг в то время были переводными. В 1885 году наиболее популярной формой публикации научно-популярной литературы становятся книжные серии. В Москве была издана самая первая книжная серия, которая называется «Научно-популярная библиотека». Первой выпущенной в этой серии книгой стал труд Н. Н. Рубакин Н. А. Избранное. В двух т. Т. 1. – М.: Книга, 1975. – С. 82–84. Эта книга представляла собой грамотно структурированное и хорошо составленное издание компилятивного характера. Однако, для чтения подобной литературы нужна более подготовленная публика, чем аудитория того времени. Соответственно, быстрого и легкого приема данной книжной серии широкой аудиторией произойти не могло. «Научно-популярная библиотека» является одной из самых качественных и знаменитых дореволюционных книжных серий научно-популярного жанра.

История развития роли библиотек в популяризации науки

Важное место в деятельности библиотеки занимала просветительская и пропагандистская работа. С этой целью устраивались громкие читки, оформлялись книжные выставки, проводились лекции и т.д.

Идеи культурного просвещения посредством книжной культуры, руководства чтением традиционны для российской культуры Нового времени. В «Духовном регламенте», составленном архиепископом Феофаном Прокоповичем, в главе «О домах училищных» говорится: «при школах надлежит быть библиотеке довольной, ибо без библиотеки, как без души академия». Среди прочего, обращается внимание на необходимость руководства чтением со стороны учителя: «Спрашивал бы всякаго свой учитель, котораго он автора чтет, и что прочел, и что писал; а если чего не уразумел, то б ему объяснил учитель».

В современном понимании популяризация науки началась в России в первой четверти XVIII в. К этому времени завершилось создание Московского государства. Возник единый рынок. Развитие производительных сил, быстрый рост мануфактур, горного дела, промыслов, освоение громадных территорий, укрепление международных дипломатических и торговых связей требовали достоверных знаний об окружающем мире. Россия превращалась в одну из сильнейших держав. Реформы Петра и его просветительские инновации подготовили аудиторию для восприятия научной информации. И в 1710 г. в Москве увидела свет книга «География, или Краткое земного круга описание». Это первое известное нам печатное издание, отвечающее требованиям научно-популярной литературы. Книга составлена из рассказов о шаровидности Земли, о государствах. В ней нет узкоспециальной терминологии, стиль изложения эмоциональный с колоритом разговорной лексики. В 1740 г. появляется еще одно важное для понимания понятия популяризация издание - книга Б. Фонтенеля «Разговоры о множестве миров». Чем оно примечательно? Во-первых, это перевод, сделанный Антиохом Кантемиром - дипломатом и поэтом. Множество слов, введенных им в перевод, прижились в русском языке: циркуль, машины, компания, сентенция. Во-вторых, книга написана секретарем Парижской Академии наук Фонтенелем в форме беседы с некоей Маркизой, которую он «подговорил в ватагу философскую». Причем образ Маркизы разработан автором с художественным мастерством. Отчетливо выписаны черты ее характера - остроумие, способность удивляться, не пугаться новых знаний. По содержанию эта книга - беседы о той части философии, которая «больше всего возбуждает к любопытству знать, каким образом сделан мир». При этом автор отбрасывает религиозные суждения. Синод увидел опасность в распространении таких взглядов и просил императрицу Елизавету приказать, «дабы никто отнюдь ничего писать и печать, как о множестве миров, так и обо всем другом, вере святой противном и с честными нравами не согласном, под жесточайшем за преступления наказанием не отважился, а находящуюся бы ныне во многих руках книгу указать везде отобрать и прислать в Синод».

Издательское дело в то время было сосредоточено в Академии наук, которая была задумана и создана как центр науки и ее распространения через обучение и печать. Популярная литература издавалась в таких жанрах, как книги, календари, журналы. Календари в XVIII в. были самым массовым изданием. Однако за редким исключением они не содержали собственно научных сведений, кроме традиционных календарных и проникнутых духом астрологии: «власы стричь, чтоб скоро росли в январе в 1, 4, 5, 29 и 31 день, в декабре 18, 19 и 20, а чтоб скоро не росли в январе в 13, 14, 21 и 23 день, в декабре в 3, 4, 5, 9 и 13 день». В 1726 г. право на выпуск календарей перешло к Академии наук. Непосредственное участие в их составлении академиков Российской Академии привело к вытеснению астрологических заметок научно-популярными статьями по географии, астрономии, истории и земледелию. Кроме того, в календарях появился важный компонент, который мы сегодня называем библиографическими ссылками: названия книг, где можно «пространнее о сем читать». Изменение характера календарей из справочно-развлекательных в справочно-просветительские привело к увеличению их тиража.

Для популяризации науки в России 1726 год знаковый и еще в том отношении, что именно в этом году Академии наук была передана газета «Санкт-Петербургские ведомости». Газету читали мало: познания людей в политике, географии и в других науках были ничтожны, и каждая статья нуждалась в объяснении понятий и имен. Объяснения эти, загромождавшие газету, стали печататься в виде прибавлений, а в 1728 г. вышло в свет новое издание: «Ежемесячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях». Объем «Примечаний» был постоянный - пол-листа (восемь страниц) в восьмую его долю. «Примечания» рассылались вместе с газетой бесплатно.

«Примечания» - первый в России опыт популярного журнального издания на русском языке. Он издавался до 1742 г. После этого, 12 лет, в России не было популярного журнала о науке на русском языке. Проект нового печатного издания был предпринят по инициативе Ломоносова и встретил поддержку Академии. Академия определила: «Журналу быть ежемесячным», «исключить вовсе из журнала статьи богословские и вообще все, касающиеся до веры». Издание получило название «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Журнал был предназначен для малоподготовленного читателя. На виньетке, открывавшей каждый полугодовой номер, значился девиз «Для всех»: «.мы за правило себе приняли писать таким образом, чтобы всякий, какого бы кто звания или понятия ни был, мог разуметь предлагаемые материи». Это был первый в России ежемесячный научно-популярный журнал. Основное место в нем занимали популярные статьи о науке («О натуральной истории вообще», «Описание Каспийского моря», «О пользе высшей математике в общей жизни», наблюдения метеорологов с таблицами) и переводы сочинений Аристотеля, Овидия, Сенеки, Буало, Вольтера. Первоначальный тираж - 2000 экземпляров - был очень большим для того времени. Тираж постепенно уменьшили. С 1758 г. журнал выходил с новым заглавием «Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие». Почти столетие спустя некрасовский «Современник» назвал его «одним из лучших журналов, какие только издавались в России, и в прежнее и в нынешнее время».

Последние десятилетия XVIII в. исследователь научно-популярной литературы Э. А. Лазаревич называет «новиковским периодом в истории русской культуры». По свидетельству Пушкина, Новиков подвинул на полвека образованность России. Помимо массы изданий Н. И. Новиков обосновал первый в России детский журнал «Детский журнал для чтения и разума» (1785-1789) и ряд других периодических изданий, в которых популяризация науки занимала центральное место: «Экономический магазин» (1780-1786), «Магазин натуральной истории, физики и химии». Эти издания служили своеобразной энциклопедией не одному поколению. Форма изложения «пристойная и для читателя нескучная». Но времена меняются. Напуганное крестьянской войной Пугачева и Французской революцией, царское правительство отменяет указ 1783 г., разрешающий частным лицам создавать типографии, и влияние духовной и светской цензуры становится все ощутимее. В этих условиях в первой половине XIX в. русские просветители В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский начинают деятельность по приобщению к науке как средству борьбы с невежеством и средству формирования правильного миропонимания.

Популярные издания совершенствовались и в отношении стиля и получали осмысление в критических работах, касающихся этого вида литературной практики. Так, Д. И. Писарев, обращая внимание на речевую канву изложения, останавливался на двух важных качествах текста: «Во-первых, популярное изложение не допускает в течении мыслей той быстроты, которая совершенно уместна в чисто научном труде... В популярном сочинении каждая отдельная мысль должна быть развита подробно, так, чтобы ум читателя успел прочно утвердиться на ней, прежде чем он пустится в дальнейший путь, к логическим следствиям, вытекающим из этой мысли. Во-вторых, популярное изложение должно тщательно избегать всякой отвлеченности. Каждое общее положение должно быть подтверждено осязательными фактами и пояснено частными примерами».

Шестидесятые годы XIX в. характеризуются пробуждением интереса к естественным наукам. Да и почва для этого была благодатной: отмена крепостного права, развитие промышленности, торговли, железнодорожного строительства. Однако реакция, начавшаяся в России в 1881 г., приводит к спаду общественного движения, и это отрицательно сказывается на распространении знаний. Во второй половине 80-х - 90-х годах естественнонаучные издания уступают место историческим. Кроме того, книжно-журнальный рынок наводняют дешевые лубочные издания (появляется термин «алтынные литераторы»). Характерной чертой большей части научно-популярной литературы этого периода, как отмечает Э. А. Лазаревич, становится ее культурнический характер. В эти годы И. Д. Сытин возрождает календари: «Я смотрел на календарь как на универсальную справочную книгу, как на энциклопедию на все случаи жизни». Он помещал в календарях обращения к читателям, советовался с ними по поводу улучшения этих изданий.

В советский период популяризация подчинялась задачам пропаганды. В 1920-е годы пафос революционных преобразований явно подогревал общественный интерес к науке как инструменту переделки мира. Соответственно повысились акции научной фантастики и пропагандирующих научно-технические проекты периодических изданий. Однако особенно наглядным доказательством этой неразрывной связи является время «оттепели». Для него более всего характерен так называемый сциентизм - абсолютизация наук, в особенности точных. Профессия ученого стала тогда едва ли не самой престижной, а такие журналы, как «Наука и жизнь», «Техника - молодежи», достать было трудно.

Первые российские научно-популярные издания определили типологию текстов о науке для массового читателя и сформировали функции и принципы популяризации науки, которые в дальнейшем совершенствовались в газетно-журнальной периодике.

1 Виды произведений о науке:

биографии;

описание путешествий;

произведения об основах науки и ее проблемах.

2.Характер изложения:

научно-популярные;

научно-справочные;

научно-публицистические;

научно-художественные.

3.Функции научной популяризации:

информационная;

мировоззренческая;

практическая.

4.Принципы научной популяризации:

научная глубина осмысления материала;

доступность;

занимательность.