Научно-популярная литература имеет ряд особенностей, которые являются крайне привлекательными для детей и юношества. Среди них следует отметить: отражение научных тем, представляющих общий интерес; доступное для восприятия и понимания изложение естественно-научных, научно-технических и технологических достижений благодаря умеренному использованию научных терминов с сохранением подробного изложения сущности и объемов их понятий; художественный стиль (подчиненность художественному и эстетическому замыслу автора, активное использование языковых средств и средств художественной выразительности и др.); визуализация текстовой информации (иллюстрации, фотографии, графики, диаграммы и др.).
Представляется, что научно-популярная литература в контексте развития детей и юношества выполняет следующие функции:
функция социализации, реализуемая на основе закрепления научных знаний в сознании детей и подростков, и включения их в личностную структуру, что ведет к формированию социально значимых качеств человека, определяющих его жизненную активность;
мотивирующая функция - направляет процесс дальнейшего когнитивного познания мира и наук разных циклов, активизирует читательский интерес и направляет читательскую деятельность;
интерпретационная - способствует обогащению ранее сложившихся представлений об определенной научной области, развивает критическое мышление, заставляет многоаспектно осмысливать уже имеющиеся знания, полученные на обыденном уровне, включает в мировоззрение детей и подростков научные идеи, концепты и представления;
ценностная - формирует представление о науке как ценности, имеющей социальное значение, как престижной области деятельности;
этическая - помогает создать представление об этическом измерении научной деятельности, о наличии гуманистических критериев оценки научных достижений.
В этой связи успешность решения задачи формирования научной картины мира детей и подростков во многом определяется качественным комплектованием фондов общедоступных библиотек научно-популярной литературой и его технологически умелым продвижением к читателям с учетом ступени обучения, возрастных, психологических и личностных особенностей.
Однако комплектование фондов общедоступных библиотек научно-популярной литературой представляет весьма большие трудности. Издательства, которые позиционируют себя в качестве выпускающих данный тип изданий, достаточно многочисленны и географически весьма рассредоточены. Анализ выпускаемых ими книг показывает крайне большой разброс в понимании того, что есть научно-популярная литература, каковы ее типы, виды и жанры.
Известно, что научно-популярная литература берет начало от литературы научной, и первыми авторами научно-популярных книг были именно ученые (М. В. Ломоносов, К. А. Тимирязев и др.). Однако в настоящее время, и это следует отметить в качестве черт, характерных не только для книжного рынка нашей страны, но и других стран мира, во-первых, популяризацией науки занимаются не только ученые, но и писатели и журналисты, во-вторых, действительно, научно-популярные книги соседствуют с посвященными лженауке и описанию лженаучных или недостаточно проверенных знаний.
Тематико-отраслевой спектр научно-популярной литературы широк и включает в себя произведения, связанные с достижениями и фундаментальных, и прикладных наук всех циклов. В настоящее время не сложилось единого и общепринятого представления о жанрах научно-популярной литературы. Выделяются заметки, научно-популярные статьи, научно-художественные рассказы, научно-популярные монографии, справочники, очерки, энциклопедии, энциклопедические словари, научно-популярные библиографические пособия, календари природы и др. Наряду с этим предлагаются и такие жанры, как этюды, календари природы, интеллектуальные приключения и др.
Понимание роли научно-популярной литературы в образовательном процессе и тех функций, которую она выполняет в повышении когнитивного уровня молодого поколения, привело к активным дискуссиям о качестве ее содержания. Педагогическое и библиотечное сообщество - как отечественное, так и мировое - высказывает озабоченность качеством научно-популярной литературы и недостаточностью ее приемлемости для чтения школьниками. Указываются в основном следующие недостатки:
неадекватность интерпретации сущности и значимости научного достижения;
неприемлемость стиля изложения;
нечеткость трансляции научных терминов на обыденный язык, сопровождающаяся изменением семантики и объема понятий описываемых явлений;
отсутствие художественных, эстетических и этических достоинств, ведущих к тому, что произведение не вызывает интереса и не прочитывается полностью.
В связи с этим представляется возможным предложить критерии отбора научно-популярных текстов для комплектования фондов общедоступных библиотек, которые могут способствовать формированию научной картины мира читателей. В качестве основных следует назвать: объективность изложения научных достижений, научная корректность в объяснении сути достижений, а также идейная, этическая и художественная приемлемость научно-популярного произведения и др.
Значимость социальной роли научно-популярной литературы осознана профессиональным сообществом. В нашей стране укоренены термины «научное просвещение» и «научное просветительство», в том числе и как важные направления библиотечно-информационной деятельности. В зарубежных странах получил широкое распространение термин «научная грамотность», отражающий меру ориентации человека в мире науки и его возможности по использованию научных знаний для решения практических проблем.
Современным детям и подросткам необходимы книги, способные пробудить интерес к научному знанию и зародить желание заниматься определенной сферой научной деятельности.
Высока потребность в литературе о различных науках, о достижениях предыдущих исторических периодов, о современных открытиях и изобретениях, о перспективных разработках и др.
Нужны книги, персонифицирующие науку: о творческом пути ученых, написанные на биографическом материале, позволяющем показать «жизнь в науке», социальные психологические, этические проблемы, которые неизбежно сопровождают собственно исследовательский поиск и карьерную траекторию, и др. Вне всяких сомнений, научно–популярная литература, в которой синтезированы элементы научного и художественного творчества, должна проходить и научную, и художественную экспертизу.
Таким образом, формирование и повышение научной грамотности во многом зависит от совместных усилий государственных, общественных и бизнес-структур, обладающих широким спектром современных технологий, использование которых позволяет активизировать деятельность по популяризации научного знания среди самых широких кругов населения.